Дьёрдь Куртаг «Endgame». Начнём с конца

Дьёрдь Куртаг (György Kurtág) — венгерский пианист и композитор. Свои первые уроки фортепиано брал у Магды Кардош, которая была ученицей Белы Бартока. В 1956 году советские танки проехали по Будапешту, чтобы подавить восстание. Это оказало сильное влияние на 30-летнего музыканта. Разочаровавшись в идеях коммунизма, он ощутил, что весь мир для него рухнул — как внешний, так и внутренний. Следующие два года он провёл в Париже в поисках выхода из депрессии под присмотром психоаналитика Марианны Штейн, которой посвятил свое первое сочинение — Струнный квартет.

В Париже Куртаг впервые увидел пьесу Сэмюэла Беккета «Конец игры» («Эндшпиль»). Увлекшись творчеством великого абсурдиста, он стал изучать другие его работы и создавать музыку, вдохновленную ими. Впрочем, не только Беккет повлиял на творчество композитора, но и литература вообще. Он писал музыку, используя стихи Лермонтова, Ахматовой, Гёльдерлина.

Без текстов Беккета тоже не обошлось. У Куртага много неоконченных произведений. Завершённая опера «Конец игры» тоже довольно долго ждала своего часа. К тому же, это первая работа 92-летнего композитора в таком жанре. 15 ноября в театре Ла Скала, наконец, состоится её премьера.

Приверженность устному слову и пению привела Куртага к Монтеверди и его «Орфею». Эта опера была первой и её можно считать отправной точкой этого жанра. Одной из её особенностей была одинаковая роль текста и музыка. Этот же принцип был положен Куртагом в основу работы над оперой по Беккету. Либретто к опере тоже принадлежит перу композитора, при написании которого он адаптирует оригинальную французскую версию.

В ожидании премьеры оперы можно обратиться к другом произведению Куртага, вдохновленному Беккетом — «Что такое слово». Оно было написано для венгерской певицы Ильдико Моньок, у которой была развитая тяжелая афазия вследствие автомобильной катастрофы. Это заболевание представляет собой нарушение функции речи из-за поражений участков коры головного мозга, отвечающих за способность разговаривать. Моньок во время репетиций над этим произведением училась говорить заново и в этой пьесе чувствуется преодоление барьера. Как и в постоянных заиканиях, которые должны принести слово. И слово это будет что-то означать.