Лучшие альбомы 2018 года

Продолжая подводить итоги уходящего года, не обойтись без списка лучших альбомов. Здесь постараемся сделать градацию, чтобы двигаться от хороших к самым достойным. Такие списки всегда субъективны и представляют собой лишь внутренние предпочтения, основанные на личных обстоятельствах и связанные с музыкой, попадавшейся на глаза в этом году. Некоторым альбомам не хватило здесь места, потому что было решено ограничиться 25-ю, а некоторым — потому что не довелось их услышать.

25. Труд «7»

Исчезнув 3 года назад без всяких предисловий, группа Труд оставила своих поклонников в недоумении. Возвращение группы было таким же внезапным. Очередной мини-альбом вышел в конце этого года — 17 декабря. Звучание стало более собранным и пробивным, а электронные барабаны очень им к лицу. Да и тексты стали взрослее.

24. Valotihkuu «Fragments»

Единение с природой с помощью портативного синтезатора. Хотя не так важно, с помощью чего оно происходит. Зафиксировать красоту окружающего мира не всегда получается удачно с помощью фотоаппарата или других технических приспособлений. Денису Давыдову это удалось, пр этом настолько живописно, что картинка у каждого должна получиться своя.

23. HMOT «Permanent Imbalance»

Угрюмое настроение этой пластинки отлично передаёт состояние недоумения, создаваемое происходящими событиями. Даже обложка, испещрённая надписями, сделанными будто бы неприспособленной для этого рукой, предупреждает: здесь всё будет непросто. А стоящий в финале «Collapse» даёт представление о возможном исходе.

22. The Sound Reasons «Walk With My Shadow»

The Sound Reasons в 2013 году выпустили 7-дюймовку и отправились в ночные клубы Южной Калифорнии. Но не для того, чтобы праздновать релиз, а оттачивать своё мастерство. По крайней мере, так они утверждают сами в аннотации к пластинке «Walk With My Shadow». Хорошая творческая форма здесь действительно чувствуется, да и южного ветра в этом сёрфе в избытке.

21. dadaisme «gemeinsam»

Чудесный образец медитативной электроники, вводящий в гипноз с первых звуков и не отпускающий до самого конца. Подходит для любого безвременья. Плёнка — лучший материал для фиксирования подобных экспериментов и здесь она очень кстати передаёт тепло и шорохи, оплетающие уши причудливыми петлями.

20. Parks, Squares and Alleys «Cold Blood Magic»

Сергей Хавро записал альбом, который звучит будто бы сквозь сон. Но даже так можно прекрасно расслышать, что песни эти красивы и под них можно пить вечерний чай, гулять под фонарями или продолжать спать. В общем, было бы свободное время, а под какую музыку его проводить — вполне очевидно.

19. Петяев-Петяев Квартет «Как я вижу»

Братья-художники, Павел и Пётр Петяевы, кроме своего увлечения живописью, ещё и играют джаз. В этом году они выпустили удивительно чистый альбом, на котором уместилось очень много света и замечательных штрихов. Благо, как они сами признаются, красок хватает везде — и в живописи, и в музыке.

18. Biosphere «The Hilvarenbeek Recordings»

На этом альбоме впору ставить зелёный стебель, означающий его экологичность. Но даже если вас подобные продукты отталкивают, а магазины, торгующие такими изделиями, вы обходите стороной за несколько километров, эту пластинку в любом случае стоит послушать. Все примеси здесь натуральные и удивительные.

17. ГОУ «Лебеди»

Внезапно возникший инди-дуэт ГОУ записал удивительно лёгкий и светлый альбом, за которым, тем не менее, чувствуется тёмная сторона. Если бы не она, пластинка могла бы стать более популярной. Но это отняло бы половину её очарования. Хотя именно такую музыку следует относить к жанру «поп», от которого не исходит надуманный и беспросветный позитив.

16. Klaus Schulze «Silhouettes»

Тёмный эмбиент от пионера синтезаторной музыки. Клаус Шульц по-прежнему творит в своём Logic, но даже используя старомодный софт, у него получаются красивейшие формы, в которых полно дыма и неспешного наблюдения. Берлинская школа по-прежнему в деле — значит, всё как всегда, всё по местам.

15. Dead Combo «Odeon Hotel»

Португальцы Dead Combo смешивают на своём последнем альбоме «Odeon Hotel» фаду и латинский джаз, а на песне «I Know, I Alone» с ними поёт Марк Ланеган, придавая этому полумраку увесистость гравия. Ходить по этим комнатам — одновременно удовольствие и испытание, потому что никогда не знаешь наверняка, что здесь происходило раньше.

14. Интурист «Командировка»

Свободно владеющий практически всеми инструментами, Евгений Горбунов записал сольный альбом под именем Интурист. На этой пластинке он продемонстрировал ещё и отличное владение словом. Не то чтобы этих слов здесь слишком много, просто они здесь самые очевидные и необходимые. Ничего лишнего.

13. FFAA «Globhead»

Альбом, очень напоминающий сборники «Clean Plate Club» — хип-хоповые зарисовки, которые никуда не впадают, но сами по себе являются самобытными и яркими лоскутами, из которых выходит довольно занятное звуковое полотно. Ничего удивительного: пластинка «Globhead» — тоже своего рода сборник, поскольку вмещает в себя звуковые эксперименты FFAA с 2013 по 2017 годы.

12. uSSSy «Voyage»

Мощное возвращение гигантского боевого слона андеграундной музыки на африканской черепахе редкой породы. Явление в наших краях редкое, но потому более ценное. Долгожительство группы uSSSy легко объяснить — они копают всё глубже и каждый раз интересно посмотреть, что там они нарыли в новом слое.

11. Jeff Rosenstock «POST-«

Джефф Розеншток выпустил бойкий и бодрый альбом про усталость и неумолимость происходящего падения в пропасть, как на уровне мира в целом, так и личного. Именно его звуки чаще всего отражались от стен, окружавших меня в этом году. Несмотря на общее настроение, эффект получался терапевтическим.

10. Сольвычегодск «#100МЕСТГДЕНАДОПОБЫВАТЬ»

Труднопроходимый альбом, посвящённый местам изоляции и обязательный к прослушиванию в этом году. Свободная импровизация, подкреплённая аудиофрагментами из всех уголков России, где каждый найдёт что-то родное. Если радио «Шансон» поставит в ротацию любую пьесу с этой пластинки, то сильно расширит представление о музыке у своей аудитории.

9. Shopping «The Official Body»

Спродюсированный Эдвином Коллинзом «The Official Body», как и многие другие альбомы, передаёт ощущение разрушающегося мира. Зато в музыкальном плане все инструменты здесь настолько самостоятельны и индивидуальны, что не просто служат фоном для остальных, а играют роль несущих конструкций.

8. Порез на Собаке «Фегивербе»

Ужас, который спрятан на этом альбоме, живёт, даже если ты его не слушаешь. Даже если ты его не включаешь. Даже если ты о нём ничего не знаешь. Потому что он знает о тебе всё. Он слушает и включает тебя сам. Никакой возможности сопротивляться. Он внезапный и непременный. Позволяет тебе дослушать его до конца только для того, чтобы ты рассказал о нём другим.

7. БГ «Время N»

Так случилось, что этот альбом стал альтернативой вечернему телевизору и пустым разговорам в палате госпиталя. Его выход помог не слушать всё вышеперечисленное. Кроме того, так сильно БГ давно не писал. В некоторых песнях почти что слышны 80-е Аквариума, когда он часто был замечен в метком наблюдении и опрокидывании традиций.

6. ГШ «Польза»

ГШ на своём последнем альбоме будто заново вылупляются из яйца, а до них ничего не было. Даже их самих. При нестандартных подходах к песенным формам тут находится место отличным мелодиям. Текстовая составляющая взята из повседневных объявлений и новостных заголовков. Этот рецепт убеждает, что больше ничего и не нужно.

5. Toshimaru Nakamura «NIMB #9»

Тошимару Накамура разработал свой собственный музыкальный инструмент — микшерный пульт без входного сигнала. Именно он и называется НИМБ (No Input Mixer Board). Накамура уже давно записывается с другими музыкантами, но на этом альбоме голос принадлежит только диковинному девайсу, чтобы лучше расслышать музыку «онкио».

4. Low «Double Negative»

Low, живущие в Дулуте, Миннесота, уже 25 лет несут холод в массы. На этом альбоме ледяные сталактиты медленно проникают в слушателя сверху вниз, в полный рост. Движение настолько неспешное, что можно рассмотреть каждую каплю в твёрдом состоянии. Именно такой могла бы быть любимая музыка Снежной королевы.

3. The New Movement «Les Anti Preludes»

The New Movement — группа, вдохновлённая анти-художниками, такими как Марсель Дюшан и Луиджи Руссоло. Прежде чем делать записи, они сочинили манифест «Х» о «философии ничто». На физическом носителе этот альбом распространяется в виде кассетной катушки в спичечной коробке. Да ещё и с мини-зином!

2. Sons Of Kemet «Your Queen Is A Reptile»

Impulse по-прежнему издаёт таких джазовых музыкантов, о которых слышали все, даже далёкие от этого жанра, люди. Sons Of Kemet — как раз из таких. Два перкуссиониста, тубаист и саксофонист делают джаз нового века, не упуская из виду всё лучшее, что было до них в 60-х. Всё та же острая повестка дня, всё тот же злободневный нерв, всё та же пропечёность, от которой сухо в горле.

1. HHY & The Macumbas «Beheaded Totem»

Город Порту, в котором живут и работают музыканты HHY & The Macumbas, полон холмов, крутых подъёмов и резких спусков. Все эти расщелины со звуковой точки зрения уже были исследованы ими на альбоме «Tunnel Vision». На «Beheaded Totem» они заглядывают ещё глубже. Сквозь толщи земли в собственное подсознание. В этой шахте даже есть танцпол для кукол вуду.